В 70-е-80-е годы в кругах филологов, философов и культурологов бывшего Советского Союза шла довольно острая дискуссия по вопросам роли и места Возрождения в истории мировой культуры. Если взять за общефилософский критерий выделения различных исторических эпох такой синтетический показатель как характер и уровень развития гуманистического индивидуализма /стремления ЧЕЛОВЕКА, осознавшего и развившего свои творческие силы – равные по возможностям силам ПРИРОДЫ, к цивилизованным автономным формам самовыражения/, то сущность методологических разногласий между участниками дискуссии может быть сведена к следующему. Один из зачинателей этой дискуссии академик Н.Конрад в своем известном сборнике статей “Запад и Восток”/М.,1966 и М.,1972./ , взяв гуманизм в качестве одного из главных критериев выделения указанного культурно-исторического явления довольно обоснованно пытался придать Возрождению черты феномена, присущего различным типам мировой культуры.1 Рассматривая характер развития культурно- исторических процессов в Китае и Закавказье, он обнаружил истории этих государств и регионов Востока наличие черт и тенденций, сходных с западноевропейским Возрождением.
Подводя социально-философское обоснование под выдвинутую академиком Н.Конрадом научную концепцию всеобщности указанного культурно-исторического феномена, известный российский философ А.Лосев в своей книге “Эстетика Возрождения” показывает социально-экономические предпосылки зарождения и развития отличительных признаков рассматриваемой нами эпохи. 2 Это и переход от деревенской к городской культуре, и процессы развития ремесел и торговли, первоначального накопления капитала, и отсутствие однобокого разделения труда. Именно в городах Северной Италии “образовалась социально-историческая почва для крупного, сильного и независимого человека, который, не будучи связан ни с чем другим, утверждал себя стихийно, а будучи единственным и окончательным создателем своего собственного продукта, утверждал себя еще и артистически. Гуманизм и Ренессанс были явлением исключительно городским. Именно в городах с их свободными и независимыми мастерами и мастерскими зародилось представление о некоем абстрактном и идеальном человеке, ни от чего не зависимом и всегда свободомыслящем”. 3
В этом как раз и состоит специфика и отличительная особенность гуманистического индивидуализма западноевропейского Возрождения14-16 веков. Но как показывает М.Петров, дискутируя с академиком Н.Конрадом в своей полемически заостренной книге “Проблема Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных ренессансов” Л.. 1989 г. – эти отличительные особенности не присущи в полной мере культуре Востока. А мы вслед за ним можем сказать, что и культурам Запада” и Юга. Однако это не означает, что они не присущи этим культурам вообще. Это лишь говорит о том, что у этих типов культур доминирующими являются другие отличительные особенности этого комплексного феномена и проявляются они в иных временных рамках. При этом необходимо отметить, что тетраморфный /четыреединый/ по своей структуре гуманистический индивидуализм Возрождения проявился наиболее ярко по своей СУЩНОСТИ в городах Северной Италии 14-16 веков /как прообраз, своеобразная матрица дальнейшего развития всей культуры Богатого Севера/. Однако по разнообразию своих культурных проявлений, целостному, /упорядоченному/ СОДЕРЖАНИЮ и модификациям изменчивой ФОРМЫ гуманистический индивидуализм ВОЗРОЖДЕНИЯ, как системообразующее культурогенное начало Нового и Новейшего времени не может быть локализован / при рассмотрении его в масштабах единой человеческой цивилизации / лишь в данных конкретных географических временных рамках.
Для людей было характерно ярко выраженное / ставшее в последствии внеисторическим эталоном / стремление ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ к универсальным, базирующимся на экономических идеалах ДЕЯНИЯМ, с целью достижения экономического благосостояния. Это стремление преемственно базировалось на положениях Магдебургского права, зародившегося еще в 12 веке и закрепившего права и свободы горожан, а также принципы самоуправления. Именно в положениях Магдебурского права в наибольшей мере выражена общефилософская гуманистическая СУЩНОСТЬ Возрождения.
Наиболее же ярко и многопланово принципы Возрождение как общеисторического ЯВЛЕНИЯ отразились в культуре Бедного Юга. Именно в борьбе зависимых и колониальных народов за независимость / пик которой пришелся на 60-е годы нынешнего столетия / проявилось стремление каждого отдельного ИНДИВИДА к гармоничному, удовлетворяющему самые необходимые социальные нужды, ПОВЕДЕНИЮ в рамках преемственно меняющихся в своем естественном круговороте поколений.
Что же касается культуры Востока, то Возрождение как общеисторический феномен наиболее ярко воплотило в ней свое СОДЕРЖАНИЕ в виде стремления совершенномудрого ЧЕЛОВЕКА к целостному, отражающему духовные потребности, ОБЩЕНИЮ преемственной передаче опыта предшествующих поколений/ в рамках того или иного этноса. Вот как емко и убедительно отразил процесс этого общения М.Петров в своей “критике” /практически – поддержке/ позиции академика Н.Конрада: “Китайский гуманист – всегда чиновник, член корпорации ши, “цеха” управляющих конфуцианцев. Более того, он не во всех, но во многих культурнозначимых проявлениях прежде всего чиновник, поскольку многие его индивидуальные интересы и различия реализуются внутри достаточно жестко заданной системы ценностей. Центральными свойствами которой являются, например, императивное соблюдение иерархичности …, покорность и послушание всем вышестоящим и снисходительная строгость к нижестоящим, этатизм и прагматизм мышления, ориентированного на интересы государства, корпоративное и функциональное ощущение собственного “я”, своего лица и чести, так называемое роевое сознание, которое состояло /и состоит –М.В. / в постоянном ощущении себя частицей аппарата образованных управителей и через него действующим элементом космического целого”. 4
В настоящее время после убедительной победы восточной разновидности гуманистического индивидуализма в ходе воплощения на практике т.н. “японского экономического чуда”, дэнсяопиновских реформ в Китае и перспектив превращения Восточноазиатского региона в наиболее развитую социально-экономическую зону 21 века – мы без тени сомнения можем сказать о полной реализации и о мировом значении содержательного аспекта культуры Возрождения.
И, наконец, приступая к рассмотрению культуры Запада, наиболее ярко отражающей ФОРМУ возрожденческого гуманистического индивидуализма, мы можем с полным основанием отметить, что ее характерной особенностью является стремление свободной ЛИЧНОСТИ ко всесторонним, исходящим из политического интереса, ПОСТУПКАМ в ходе реализации отношений по поводу власти. В наибольшей мере это воплощено в теории и практике созданного культурой Запада института гражданского общества. Таким образом, по нашему мнению, критика М.Петровым академика Н.Конрада стала лишь развитием его новаторских идей о роли и месте Возрождения в мировой истории. Критикуя, он, как ни странно, обогащает понимание различных сторон возрожденческого гуманистического индивидуализма, который стал системообразующим фактором и локомотивом дальнейшего развития всех четырех типов мировой культуры в их нерасторжимом единстве.
* 3десь культура Запада понимается в более узком, чем у М.Петрова смысле.
1. Конрад Н.И. Запад и Восток. 2-е изд. М..1972.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М..1978. С.13-78. 605-616.
3. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. т.23. С. 69-70. 89.
4. Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных ренессансов. Л..1989. С.121.