УДК 821.111.09
Е.Е. Синкевич
Днепропетровский национальный университет
БИОГРАФИЯ ЭДВАРДА ДЕ ВЕРА В КОНТЕКСТЕ
“ШЕКСПИРОВСКОГО ВОПРОСА”
В статті систематизовані основні відомості про життя Едварда де Вера 17-го графа Оксфорда, визнаного найвірогіднішим альтернативним автором Шекспірівського канону. Зв’язок біографії Оксфорда з особистістю Шекспіра активно пропагується адептами оксфордіанства, тому вивчення біографічних даних його життя є одним із ключових напрямків сьогоденного шекспірознавства.
Ключові слова: Едвард де Вер, 17-ий граф Оксфорд, оксфордіанство, Т. Луні, “шекспірівське питання”, В. Шекспір, «Гамлет».
В статье систематизированы основные сведения о жизни Эдварда де Вера 17-го графа Оксфорда, признанного самым вероятным альтернативным автором Шекспировского канона. Связь биографии Оксфорда с личностью Шекспира активно пропагандируется адептами оксфордианства, поэтому изучение биографических данных его жизни является одним из ключевых направлений сегодняшнего шекспироведения.
Ключевые слова: Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд, оксфордианство, Т. Луни, “шекспировский вопрос”, В. Шекспир, «Гамлет».
The article is dedicated to the life of Edward de Vere, 17th Earl of Oxford (12(23) April 1550 – 24 June 1604) who is presently the most popular anti-Stratfordian candidate for the authorship of Shakespeare’s works. In their theory Oxfordians point out multiple and striking similarities between Edward’s biography and numerous events in Shakespeare’s plays, therefore biographical study of Oxford’s life is one of the important parts of nowadays Shakespeare scholarship.
Keywords: Edward de Vere, 17th Earl of Oxford, Oxfordian, T. Loony, Shakespeare Authorship Question, W. Shakespeare, «Hamlet».
В ХХ в. наиболее популярной зарубежной теорией по “шекспировскому вопросу” стала Оксфордианская1, следуя которой автором Шекспировского канона был известный елизаветинский аристократ, талантливый поэт и драматург, покровитель искусств Эдвард де Вер 17-ый граф Оксфорд (Edward de Vere, 17th Earl of Oxford). Данная теория была впервые заявлена Томасом Дж. Луни (Thomas J. Looney) в его книге «”Шекспир”: идентифицированный»
Основное внимание оксфордианцы уделяют биографическим данным Эдварда де Вера, видя в них непосредственную связь с формированием личности Шекспира – его политическими, религиозными и философскими взглядами. Первая полная биография Оксфорда была опубликована Бернардом М. Вардом (Bernard M. Ward) еще в
Родился Эдвард де Вер 12 (23) апреля
Исследователей творчества Шекспира изумляет и его эрудированность: уникальный словарный запас, отличное знание французского, итальянского, греческого языков и латыни, пристрастие к аристократичным видам спорта и театру, глубокие познания в ботанике, космографии, праве, медицине, музыке. При создании своих произведений он опирался на работы греческих, римских, итальянских, французских и испанских авторов, таких как Гесиод, Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Плутарх, Цезарь, Цицерон, Вергилий, Лукреций, Ливий, Плиний, Катулл, Гораций, Овидий, Плавт, Теренс, Сенека, Ювенал, Данте, Петрарка, Ариосто, Боккаччо, Кастильоне, Ронсар, Рабле, Монтень и др. Некоторые из произведений на рубеже XVI – XVII в. ещё не были переведены на английский язык. Кроме работ классиков Шекспир был детально знаком со Священным писанием, в особенности с женевской и епископской Библиями [13, р.60-62]. Подстать Шекспиру, Э. де Вер, взрастая в интеллектуальной атмосфере, получил первоклассное образование. Его ежедневный учебный план включал французский, латынь, греческий, письмо, рисование, танцы, космографию, искусство верховой езды, стрельбу, соколиную охоту, физические упражнения и богословие. Граф получил степень бакалавра в Кембриджском университете (
Во время преподавания у графа Оксфорда, Голдинг занимался переводом «Метаморфоз» Овидия – произведения, широко известного своим большим влиянием на творчество Уильяма Шекспира. Чарльтон Огбурн-младший считает, что Эдвард помогал своему дяде и наставнику с этим переводом [12, p.384-393], и хотя гипотеза не доказана, нет сомнения, что Эдвард де Вер был хорошо знаком с данным произведением. Кроме того, семья Эдварда особенно увлекалась литературой и драматургией. Двое его дядей – барон Шеффилд (Sheffield) и граф Сюррей (Surrey) – были поэтами (последний создал форму сонета, позже известную как “шекспировская”). Его тетя, Френсис Вер (Francis Vere) графиня Сюррей, тоже писала стихи, а отец, Джон де Вер, содержал актерские труппы. Близким другом семьи был блестящий поэт при дворе королевы Марии, Томас Во, 2-й лорд Харроуден (Thomas Vaux, 2nd Lord of Harrowden), один из стихов которого напевал могильщик в шекспировском «Гамлете»4.
Как и его отец, Эдвард был превосходным спортсменом и не раз побеждал в конных рыцарских турнирах. Благодаря этим победам и гербу виконта Булбека5 его прозвали «spear shaker», что в переводе с английского означает «копье потрясатель» и повторяет инверсионно сочетание лексем в фамилии Барда6.
Поскольку отец умер, когда Эдвард был несовершеннолетним, новый граф Оксфорд (как Бертрам в пьесе «Всё хорошо, что хорошо кончается») стал королевским воспитанником. Он находился под опекой сэра Вильяма Сесила, впоследствии барона Бурглея (William Cecil, 1st Baron Burghley), – блестящего политика, министра и советника Елизаветы І. Об отношениях Эдварда с матерью мало известно, кроме того, что в течение четырнадцати месяцев после смерти мужа она заключила неравный брак с сэром Чарльзом Тиреллом (Charles Tyrell). Оксфордианцы не смогли установить дату повторного замужества Марджери, чтобы проверить гипотезу, будто бы этот поспешный брак лёг в основу психологической драмы главного героя шекспировского «Гамлета». В пьесе Гамлет несколько раз возвращается к теме поспешной свадьбы матери, сначала во второй сцене первого акта: «Два месяца, как умер… Двух не будет [с последующим уточнением] в тот же месяц, […] всего лишь месяц [16, р.1676]», и далее во второй сцене третьего акта: «Взгляните, какой радостный вид у моей матери, а всего два часа, как умер мой отец [на что Офелия ему отвечает]: « Нет, полных дважды два месяца, милорд [16, р.1711]». В любом случае, отношения между Эдвардом де Вером и матерью схожи с теми, что были у Гамлета с Гертрудой, т.к. после смерти мужа, мать полностью самоустранилась из жизни сына7. Единственным свидетельством её связи с Эдвардом, является письмо к Сесилу по поводу имущества мужа, в котором она мимоходом упомянула и тринадцатилетнего Эдварда.
Живя многие годы в доме Сесила, Оксфорд имел доступ к его обширной библиотеке, которая к смерти самого Сесила насчитывала около 1 700 книг и 249 манускриптов. В списке книг можно найти практически все источники, которыми пользовался Шекспир при написании своих произведений. Садовником Сесила был известный ботаник Джон Герард (John Gerard), написавший книгу «Травы или общая история растений» («Herball or General History of Plants»), и познакомивший Англию с мускусной розой, упомянутой в шекспировской пьесе «Сон в летнюю ночь». Хотя данных о собственной библиотеке Оксфорда нет, известно, что он приобрёл произведения Чосера, женевскую Библию, работы Плутарха на французском языке и другие книги. Недавние исследования Роджером Стритметтером (Roger Stritmatter) из Массачусетского университета многочисленных маргиналий в женевской Библии Оксфорда, подтвердили их аутентичность, а также совпадение с образами и цитатами, использованными из женевской Библии в пьесах Шекспира [18].
Рассматривая биографию Оксфорда с позиции “шекспировского вопроса”, целесообразно подробнее остановиться на его отношениях с Сесилами. 19 декабря
Семейная жизнь Эдварда с Энн была, по всей видимости, несчастливой. Оксфорд беспрерывно подавал прошения королеве отпустить его путешествовать за границу и, наконец, получив его, отбыл на Континент. В начале февраля
Ещё в сентябре, прибывая в Италии, Э. де Вер получил известие о рождении в июле дочери, Элизабет. Несмотря на это, он не спешит домой, а наоборот пишет Бурглею о продлении своей поездки из-за болезни летом. Тем временем при дворе был распространён слух, что Оксфорд не является отцом ребёнка. Этому способствовали действия самой Энн, которая, узнав о своей беременности в феврале
Оксфордианцы считают, что свои нелёгкие отношения с семьёй Сесил Эдвард де Вер описал в трагедии «Гамлет» – самой автобиографичной, по признанию исследователей, пьесе Шекспировского канона10. Большинством шекспироведов (в том числе и стратфордианцами) Вильям Сесил признан прототипом образа Полония в шекспировском «Гамлете». Первая известная запись об этом была сделана Джоржем Расселом Френчем (George Russell French) в книге «Генеалогия шекспирианы» («Shakspeareana Genealogica»)
В угоду собственной теории стратфордианцы опровергают какую-либо связь между жизненным опытом и мировоззрением автора шекспировских произведений и его творчеством, утверждая, что гений драматурга позволял ему входить в психическое состояние его героев, давая возможность воспроизвести их типичное поведение, характеры и речь без использования личного жизненного опыта. Знаменитый психоаналитик и оксфордианец Зигмунд Фрейд был полностью не согласен с такой точкой зрения, считая её нереальной. Наоборот, по мнению отца психоанализа, сонеты и трагедия «Гамлет» основаны исключительно на личном опыте драматурга. Шекспировед Джон Мишель (John Michell) утверждает: «Если какой-то образ и отображает автора во всём Шекспировском каноне, то это, без сомнения, Гамлет. Ни один другой герой в пьесах не несёт в себе столько напряжения и концентрации, как он. Общеизвестно, что «Гамлет» ничто без Принца Датского. Он единственный центр и именно с его точки зрения разыгрывается трагедия. Любой кандидат на авторство, чья жизнь содержит параллели с гамлетовской, несомненно, является сильной точкой зрения [11, p.167]». Оксфордианцы в своих работах подчёркивают многочисленные сходства между графом Оксфордом и Гамлетом. Так, например, Гамлет был наследным принцем Дании, в то время как Оксфорд – первым придворным английского двора. Они оба потеряли любимых отцов и чувствовали себя лишёнными наследственных прав мужчинами, женившимися на их матерях. Оба страдали от тирании человека, обладающего качествами отца: Гамлет – в лице короля Клавдия, Эдвард – лорда Бурглея. Они были чувственными и бунтарскими личностями, разочарованными в женщинах. Как и Гамлет, Оксфорд содержал актёрскую труппу, имел музыкальные способности, был знаком с Италией, участвовал в дуэлях и убил человека в доме своего опекуна – Гамлет заколол Полония, в то время как жертвой Оксфорда стал один из слуг Бурглея. По мнению Фрейда, Эдварда могли одолевать фантазии об убийстве самого Сесила, реминисценция которых нашла своё отображение в произведении. На пути из Европы домой, судно Эдварда де Вера было захвачено пиратами, которые собирались его убить, но, узнав о его происхождении, высадили на берег целым и невредимым, предварительно забрав всю одежду. Такую же историю о своём удивительном спасении рассказывал Гамлет [16, р.1735].
Начиная с момента разрыва с Энн, в поэзии Эдварда появляется горький привкус разочарования в женщинах и тяжёлая печать позора. Стихотворение «Framed in the front of forlorn hope past all recovery» (с англ. «Оклеветанный перед лицом всех безвозвратно утерянных надежд») впервые опубликованное в сборнике «Рай изящных устройств» («Paradyse of Dainty Devices»)
Оксфорд начал активно покровительствовать людям литературы и театра11, к чему неодобрительно относился Бурглей. Под его опекой находились Эдмунд Спенсер, Артур Голдинг, Роберт Грин, Джон Хестер, Джон Брук, Джон Лайли, Энтони Мундэй, Томас Черчярд и др. Последних трёх авторов де Вер в разное время нанимал к себе на службу. Томас Кид, которому приписывают авторство «Испанской трагедии», возможного «Пра-Гамлета»12 и «Укрощение строптивой», также работал на Оксфорда. Доктор Майкл Делахойд (Michael Delahoyde) из Вашингтонского государственного университета подчёркивает, что при жизни Томас Кид не был известен как драматург. По мнению Делахойда, и Кид и Лайли были мнимыми драматургами, за работами которых стоял Эдвард де Вер. В подтверждение этой гипотезе Делахойд пишет о том, что Лайли начал писать, работая у Оксфорда, а после ухода не написал больше ни одной пьесы. Не смотря на свою нужду в деньгах, он никогда не публиковал произведения, авторство которых ему сейчас приписывают [5].
Будучи увлечённым переводами, Оксфорд в
В
В другом месте той же работы мы находим строки о том, что Эдвард де Вер был признанным руководителем группы придворных поэтов-эвфуистов, «…сам – непревзойденный поэт в изысканно-итальянском стиле», и конкурент Филиппа Сидни [4]. Ф. Сидни возглавлял вторую группу придворных поэтов – приверженцев идеализма, вызвавшую на себя насмешки попытками установить искусственные правила написания произведений. Отличительной чертой работ Оксфорда является их сила, натуральность и истинная утончённость. Невозможно отрицать, что каждая строчка, написанная Оксфордом – это реальное выражение поэта в строках, а не отпечаток какой либо модной тенденции. Ещё начиная с помолвки Ф. Сидни с Энн Сесил, во всём поведении обоих авторов прослеживается личностное соперничество, перерастающее впоследствии в нетерпимость. Свидетельством этому являются два сохранившихся стихотворения «Were I a king I might command content» (с англ. «Был бы я король, я мог бы удовлетворённо править») Эдварда и едкий ответ Сиднея «Wert thou a King yet not command content» (с англ. «Ты был король, но всё ж не правил удовлетворённо»). Оппозиционируясь Ф. Сидни и другим, Оксфорд в
Когда переговоры по французскому браку расстроились, Оксфорд подал королеве заявление, обвиняющее его бывших соратников в различных изменнических действиях. Генри Говард (Henry Howard), Чарльз Арунделл (Charles Arundell) и Френсис Саусвелл (Francis Southwell), как и Оксфорд, были арестованы. В попытке очернить Оксфорда и поставить под сомнение его свидетельства, Говард и Арунделл обвинили графа в многочисленных преступлениях: убийствах и подстрекательстве, планировании убийства Филиппа Сидни и Роберта Дадли, некромантии, атеизме, пьянстве, с многочисленными примерами педерастии. Обвинения не были восприняты серьёзно, но, несмотря на это, Оксфорд так никогда впоследствии не смог полностью восстановить свою репутацию и былую благосклонность королевы.
Во время раздора с женой, Эдвард влюбился в красивую и темпераментную брюнетку – фрейлину королевы, Энн Вавасёр (Anne Vavasour), в которой оксфордианцы видят и Розалинду из «Напрасных стараний любви», и Темную Леди «Сонетов». Среди шекспироведов нет единогласия в том, кто был моделью для создания образа Друга (Fair Youth) в шекспировских сонетах, но большинство склонно считать, что это был Генри Ризли граф Саутгемптон (